Нарушения речи
Нарушения речи (расстройство речи, дефекты речи, речевая патология) - это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речи.
Какими бывают нарушения речи?
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем. Характеризуется нарушением звукопроизношения при сохранном фонематическом восприятии.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При ФФНР нарушено и произношение и восприятие фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте. При общем недоразвитии речи у детей нарушено произношение и восприятие звуков, лексическая и грамматическая стороны речи, нарушен механизм формирования связной речи. В зависимости от тяжести проявления различают три уровня развития речи (по Р.Е. Левиной) и четвертый уровень развития речи (по Т.Б.Филичевой).
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Активный словарь таких детей в зачаточном состоянии, фразовая речь почти полностью отсутствует. Нарушено понимание обращенной речи.
Второй уровень речевого развития характеризуется ограниченным запасом общеупотребительных слов. Ребёнок пользуется простыми фразами из 2 - 3 слов, грубо нарушен грамматический строй речи. Понимание обращенной речи значительно развивается (в отличие от первого). Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений, замен и смешений фонем, выявляется недостаточность фонематического восприятия и нарушения слоговой структуры слова.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре таких детей преобладают существительные и глаголы. Предложения простые распространенные, отмечается аграмматизм. Понимание речи приближается к норме. Нарушено (уже не так грубо) звукопроизношение, фонематическое восприятие и слоговая структура слова.
Четвёртый уровень развития речи (нерезко выраженное недоразвитие речи) характеризуется незначительными нарушениями всех компонентов языка. Недостаточная внятность и выразительность, несколько вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи.