Педагогический опыт
В этом разделе Вы можете познакомиться с интересными педагогическими находками, идеями и нашими проектами
проект Наше подмосковье 2016.docx
Ваимодействие с музыкальным руководителем
Даниловой Надеждой Игоревной
Для чего мы играем на музыкальных инструментах
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей –символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Но в первую очередь инструмент – это «орудие» музыканта, с помощью которого он реализует свою вдохновенную деятельность. Можно ли научить рисовать, если не давать в руки карандаш или кисточку? Научится ли человек вырезать из бумаги без ножниц, вбивать гвозди, если ему не дать молоток,? Так и здесь, обучаться музыке без игры на музыкальных инструментах – все равно что пить чай с сахаром вприглядку.
Музыка – это сложно организованный язык, система мышления, и, как и при изучении языка, как родного, так и иностранного, мы не можем ожидать от детей мгновенного освоения всех его элементов и конструктов. Так и с музыкой – понятие «элементарная» не означает «простая» или «примитивная», это музыка, состоящая из элементов – ритм, темп, тембр, динамика. Как из отдельных звуков складываются слова и предложения, так и из элементов музыкального языка рождаются интонации, фразы, которыми дети овладевают постепенно, складывая, как из кирпичиков, «свою» музыку.
Дети открывают музыку через спонтанную импровизацию, путь к которой лежит через свободное, неформальное обращение с тем, что легко и просто, с чем можно обращаться манипулируя, а затем комбинируя. Музыкальная импровизация начинается с внутреннего ощущения человеком самой возможности сказать звуками: «Это – Я», она связана не с прошлым опытом, а с текущим моментом, с сиюминутным психическим состоянием человека.
Ценность музыкального сочинительства и импровизации не столько в творческой продукции, сколько в самом процессе овладения устной музыкальной речью через посредство импровизации и игры. Более значимым для детской творческой деятельности в звуках становится не художественный результат, а сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радость, ощущение внутренней гармонии, спонтанности, искренности, удовольствия – как самоценные феномены.
Детские музыкальные импровизации – не продукт творчества, это лишь начальные проявления индивидуальности детей, и если один ребенок робко, тихо и осторожно стукнет в барабан, а другой будет стучать громко, долго, уверенно, так, как он обычно ведет себя в жизни, означает ли это, что его индивидуальность лучше или хуже индивидуальности первого?
У детской музыки, которую дети импровизируют и сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. Мы не можем ожидать от детей мелодий, похожих на музыкальные шедевры или импровизации взрослых музыкантов. На шумовых инструментах они поначалу будут играть вне регулярного метра и ритма, на ксилофонах – вне лада, ведь детский слух, существующий и мыслящий в пентатонике, начнет ощущать мажорную тонику как главный звук лишь через несколько лет.
Здесь только начало пути к художественному и индивидуализированному, который каждый проходит соразмерно своим возможностям, желанию и интересу к музыке. У этой музыки есть свой главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также свое к нему отношение через музыкально-творческую игру.
дата публикации 25.11.2022
Для чего мы занимаемся ритмикой и музыкальным движением
Ритмика – это восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения. Это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
На занятиях дети знакомятся с разнообразными музыкальными произведениями, с простейшими музыкальными понятиями, у них постепенно развиваются навыки в области музыкально-ритмического движения, эмоциональная отзывчивость, сенсорные способности и музыкальный слух, чувство ритма, формируются выразительность движения, элементарные двигательные навыки. В танцах, играх, двигательных упражнениях и импровизациях вырабатывается пластичность, естественность и выразительность, развивается музыкальный вкус (ведь репертуар подбирается с учетом возрастных потребностей и возможностей детей), творческая активность, самостоятельность и инициатива в музыкально-ритмическом движении. Кроме того, эти занятия способствуют профилактике физического здоровья – улучшают осанку, пластику, укрепляют мышцы рук, ног, спины, позволяют детям лучше чувствовать свое тело, координировать движения, развивают навыки пространственного ориентирования.
Занятия ритмикой помогут детям лучше понимать музыку во всем разнообразии ее жанров и стилей, слышать ее, будучи не только пассивным слушателем, но активным участником музыкального процесса, получать удовольствие от владения собственным телом и радость от ощущения движения.
дата публикации 20.01.2023
При копировании материала ссылка на источник обязательна!